Индийская публика ждала: когда же и в чем будет наша ошибка

Говорят, что настоящий учитель тот, кто сам учится. Поэтому для нас – профессиональных исполнителей и  преподавателей индийских классических танцевальных стилей Одисси и Бхаратанатьям – регулярные стажировки в Индии  просто необходимы. Уже само пребывание на земле, где несколько тысячелетий назад зародилось это уникальное  искусство, ощущение ее энергетических вибраций, общение с индийскими учителями – хранителями древней традиции,  несет в себе бесценный опыт для танцора. Кроме того, жить и работать какое-то время в другой стране, что не идет ни  в какое сравнение с обычной туристической поездкой, - это великолепный путь познания себя и окружающего мира. С  каждым новым посещением Индии она становится для нас все больше домом. И мы каждый раз проходим  новые уроки  принятия: разница в менталитете, климате, укладе и темпо-ритме жизни неизбежно ведет к столкновению с трудностями. 
Так что, каждый раз собираясь в Индию, мы чувствуем себя мореплавателями в поисках неоткрытых земель и сокровищ.  Подобно ловцам жемчуга мы добываем новые бесценные знания, каждый раз все больше погружаясь на неизведанные для нас  глубины индийской культуры.
 
В декабре 2010 года мы прибыли в Бхубанешвар – столицу восточно-индийского штата Орисса для стажировки по  классическому танцу Одисси. В третий раз институт “Odissi Research Centre” («Центр Изучения Одисси») гостеприимно  распахнул перед нами свои двери с тем, чтобы поднять наш исполнительский уровень на новую высоту.  Учрежденный правительством штата Орисса в 1986 году “Odissi Research Centre” (“ORC”) носит имя Гуру Келучарана  Мохапатры. С момента его основания до последнего дня своей жизни великий Мастер преподавал здесь танец Одисси,  целиком отдавая себя возрождению едва не утраченной традиции. Являясь государственным учебным заведением, “ORC”  готовит преподавателей танца, вокала и музыки Одисси, и многие из его выпускников стали профессиональными  артистами, с огромным успехом гастролирующими не только по всей Индии, но и за рубежом. Преследуя цель  популяризации танцевального стиля и музыки Одисси, институт ведет исследовательские работы в области богатого  культурного наследия Ориссы. Правительство штата разработало программу перспективного развития “ORC”, согласно  которой планируется увеличение числа студентов, обучающихся в нем, в том числе и иностранных. Ярким показателем  осуществления этого проекта является активное строительство на территории “ORC” нового корпуса, где будут  находиться танцевальные классы и общежитие для студентов, а также – собственного концертного зала на 300 мест. 
 
Ежегодно “ORC” выступает организатором нескольких крупных фестивалей: декабрьского Фестиваля индийских классических  танцевальных групп в Конарке, Национального Фестиваля Музыки и Танца Одисси в Бхубанешваре, Музыкального Фестиваля  в храме Раджа Рани и Фестиваля Танца Одисси в храме Муктешвар (г. Бхубанешвар).
Мы приехали в Ориссу не только с огромным желанием учиться и привезти новый материал, но и с мечтой выступить на  Национальном Фестивале Танца и Музыки Одисси. Это значительное событие проходило в течение пяти дней в концертном  зале “Rabindra Mandap Auditorium”, куда съехались исполнители Одисси не только со всей Индии, но даже из-за рубежа. 
 
Танец и музыка Одисси были представлены на Фестивале во всем своем великолепии. Среди его участников были такие  прославленные танцоры как Керан Сегал, Раджашри Прахарадж, Лина Нанда, Сухаг Налини Дас. Также в этом великом  событии приняли участие танцоры труппы Иллеаны Читаристи (“Art vision”), артисты института “Srjan”, возглавляемого  Ратикантом и Суджатой Мохапатрой, артисты института “Orissa Dance Academy”.
Мы поздно подали заявку и до самого последнего момента не были уверены, что попадем в число участников Фестиваля.  Поэтому концертные костюмы взяли с собой на авось. Но нам повезло. Нас включили в программу Национального Фестиваля  Музыки и Танца Одисси, и 30 декабря 2010 года состоялся наш дебют в Ориссе. Но мы совсем не могли предположить, что  он станет сенсацией в артистическом мире Бхубанешвара. 
Мы исполнили дуэтом технический танец (нритта) в стиле Одисси - Савери Паллави, который по характеру напоминает  плетущуюся тропическую орхидею. В нем танцор должен изобразить движениями, как мелодия вьется, прерывается,  возникает снова, парит, кружится или замирает, где она набирает свою наибольшую яркость и силу. Но танцор должен  пойти еще дальше – передать настроение и создать образ раги, которая является музыкальной основой танца.
 
Древняя традиция предписывала музыкантам исполнять рагу Савери на рассвете, когда наступало время молитв и  медитаций, чтобы усилить в слушателях чувство глубокого единства человеческой души с богом. Поэты и философы  Древней Индии сравнивали стремление людей достичь чувства этого единства со страстным стремлением влюбленной  женщины к единению со своим возлюбленным. В связи с этим в хореографии Савери Паллави присутствует образ девушки,  идущей под покровом ночи на свидание.
Нужно сказать, что публика в Ориссе достаточно строга, а сценическая культура существенно отличается от нашей,  Российской. Так, например, там не принято, чтобы зрители выходили на сцену и дарили артистам цветы, а  аплодисментами искушенная аудитория, повидавшая выступления многих выдающихся Мастеров, поддержит танцора в случае,  если он, действительно, покажет достаточно высокий уровень. 
Мы заканчивали танцевать Савери Паллави под дружные аплодисменты орисских ценителей своего традиционного  танцевального искусства, собравшихся в  “Rabindra Mandap Auditirium”. После концерта люди подходили к нам, чтобы  выразить свое одобрение и поддержку. Мы услышали много комплиментов по поводу синхронности исполнения и  выразительной работы глаз. «Мы смотрели ваше выступление, - признались нам некоторые зрители, - и ждали: когда же и  в чем будет ваша ошибка (в движениях, в ритме или в костюме), но так и не дождались». «Я не знаю, кто ваш Гуру, но  после того, как я увидел ваш танец, я точно знаю, что он воистину велик!», - сказал нам за кулисами Мастер танца  Одисси Гуру Бичитрананда Сваин. 
В самом деле, в Индии, где Учитель традиционно пользовался всегда  не только особым почтением, но и брал на себя  полную ответственность за образование и духовное воспитание Ученика, до сих пор все достижения и неудачи последнего  автоматически становятся его заслугами или поражениями. «Кто твой Гуру?» - вопрос в Индии куда более важный, чем  «есть ли у тебя диплом и где ты его получил?» Но, в нашей ситуации, однозначный ответ на него мы дать не можем. 
 
Наша артистическая судьба сложилась так, что за пятнадцать лет практики индийских классических стилей Одисси и  Бхаратанатьям нам довелось заниматься у многих преподавателей, как Российских, так и Индийских. И в этом мы видим  свою великую творческую удачу и богатство: ведь каждый Учитель внес свою лепту в становление нас как танцовщиц и  преподавателей.
В  “Odissi Research Centre” нам вот уже третий раз выпала счастливая возможность учиться у Гуру Шри Дургачарана  Ранбира, Шри Кандури Бехеры, а также у одной из старших студенток Гуру Келучарана Мохапатры  Smt. Мукти Лата Пал,  которая более двадцати лет живет и преподает здесь. Именно она во время нашего прошлого приезда в “ORC” научила нас  Савери Паллави – танцу, который принес нам такой успех не только на Национальном Фестивале, но и в целом ряде  последующих выступлений в Ориссе: на конференции «Перспективы сотрудничества Ориссы и Южной Кореи в области  туризма» в организации “Orissa Tourism Development Corporation”; на ежегодном Дне Культуры в “D.R. Nayapalli  College” (г. Бхубанешвар); на праздновании 100-летия общеобразовательной школы в местечке Аштаранга; на Дне Памяти  М. Ганди в г. Джалешвар.
Однако наша двухмесячная поездка в Ориссу оказалась плодотворной не только благодаря выступлениям. Наш репертуар  стиля Одисси пополнился еще тремя жемчужинами. Преподаватель танца Одисси в “ORC” Шри Кандури Бехера научил нас  сюжетному танцу – абхинайе «Ямуна ку ао джана» («Не ходи на берег Ямуны, подруга!»), скомпозированному на песню на  языке ория. Также нам выпала великая удача выучить под руководством Smt. Мукти Лата Пал два произведения великого  Гуру Келучарана Мохапатры: технический танец повышенной степени сложности Хамсадхвани Паллави и «Яхи, Мадхава!» -  17-ю Песню «Гиты Говинды» - знаменитой поэмы орисского придворного поэта 12 в. Джаядевы. 
 
Перед отъездом из Ориссы мы не могли не посетить излюбленное место паломничества исполнителей танца Одисси – Храм  Солнца в Конарке. Возведенный в 13 в. этот архитектурный шедевр мирового значения и в наши дни является  неиссякаемым источником вдохновения для людей искусства. Изумительные скульптуры застывших в камне полногрудых  танцовщиц и музыкантов, обильно украшающие его храмовые стены, сыграли колоссальную роль в возрождении стиля Одисси  в середине прошлого столетия.
Мы решили провести фотосессию в Конарке, не подозревая, что там ждало нас очередное приключение. Появившись на  территории храмового комплекса в концертных танцевальных костюмах, гриме и украшениях, мы тут же оказались в центре  внимания сотен индийских паломников. Толпы людей неотступно следовали за нами, умоляя нас «хоть разочек»  сфотографироваться с ними на память. А когда через несколько часов мы покидали Храм Солнца, пробираясь к выходу  сквозь живой коридор индийских туристов, люди, не сговариваясь, начали аплодировать. Осознавали ли они в тот  момент, что эти аплодисменты фактически предназначались не нам, а тем величайшим ценностям индийской культуры,  которыми они сами владеют? 
 
Элеонора Уханова (художественный руководитель ансамбля индийского классического танца « Натараджа»).
Ангелина Уханова (хореограф ансамбля « Натараджа»).
                                                             Г. Ростов – на – Дону.              
 

Направления: